Включить версию сайта для слабовидящих
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
р.п.Куйтун, пер. 40 Годовщины Октября, д.2
Телефон: 8 (924)-828-61-39
Главная / Специалисты /Учитель-логопед /Игры для развития речи /Лэпбук-форма работы по развитию речи

Лэпбук-форма работы по развитию речи

15.07.2015  |  Просмотров: 77

                           Лэпбук – форма работы по развитию речи

Это уже  другая история про лэпбук. А начиналось всё со звукового лэпбука «У Шипелочки в гостях». А затем вместе с воспитателями и детьми логопедической группы мы начали собирать тематические папки по лексическим темам и сделали несколько лэпбуков: «Весна-Красна», «Птица ворона», «Цифра семь». Работа с этими папками была направлена на расширение запаса знаний и представлений об окружающем, обогащение словарного запаса, развитие связной речи, развитие психических функций: внимания, памяти, мышления. Чтобы заполнить эти папки, детям нужно было выполнить определённые задания, способствующие развитию речи детей (отгадать загадки, выучить стихи, скороговорки, пословицы, составить рассказ, прослушать, а затем пересказать сказку, провести наблюдения (наблюдения за погодой, за вороной, за изменениями в природе весной), провести эксперименты по выращиванию растений из семян и другое. В ходе работы с папками дети получили много новых знаний по темам, много новых слов узнали, а в дальнейшем рассматривание папок позволит повторить пройденные темы.

Родители заинтересовались этой работой и присоединились к нам. И вот уже появились новые папки.

 

Лэпбук «Говорящий карандаш» - автор Вова Былков.

Все игровые упражнения в папке, так или иначе, связаны с закреплением в речи «трудных» звуков «Р», «Л» и одновременно с развитием навыков рисования и письма: правильно держать карандаш, проводить различные линии, дорисовывать половинки предметов, ориентироваться на листе бумаги. А также раскрашивать, вырезать, обводить и даже собирать оригами. Всё это однозначно способствует развитию мелкой моторики рук, которая, как известно, тесно связана с развитием речи.

Речевые задания представлены в форме разнообразных игр. Например, повторить стишок про петушка, обвести перья на хвосте и посчитать их, чётко проговаривая звук «Р» (одно перо, два пера и так далее); отгадать загадку «на карандаше», найти картинку-отгадку, сказать, с какого звука начинается слово-отгадка; провести карандашом по линиям, и узнать, кто с кем разговаривает по телефону, а затем составить предложения или диалог (о чём могут говорить эти герои?). Все задания ребёнок подбирал вместе с родителями и старшим братом. Вот так все увлеклись этой работой! В результате Вова чётко стал произносить звуки «Р» и «Л», правильно и уверенно находил эти звуки в словах, правильно держать карандаш и ровно проводить различные линии, кроме того, стал более внимательным и творческим. Когда лэпбук был уже заполнен, у Вовы появилось ещё несколько интересных идей.

ФОТО

 

Лэпбук «Чики-рики-воробей» - автор Маргарита Колсанова.

Когда я сказала маме Риты, какую я хочу предложить им тему для лэпбука, мама ответила: «Рита очень любит птиц!». И вот через некоторое время Рита показывает мне папку, правда ещё не совсем оформленную, но наполненную различными играми, которые они придумали вместе с мамой. К тому времени Рита уже умела произносить твёрдый звук «Р» в словах, а вот мягкий вариант ещё плохо получался. А тут я заметила, как она рассказывает мне стишок про «Чики - рики» и звонко и чётко произносит звук «рь». Всем детям в группе она рассказывала, что воробьи живут в разных странах, что они умеют делать, как они кричат, где у них гнездо может быть. Она сама предлагала детям поиграть в игры «Чем питается и чем не питается воробей», «Составь слово воробей из букв» и другие. А мне предложила отгадать загадки, ведь она их уже выучила!

 

ФОТО

 

Лэпбук «Сорока-белобока» - автор Кристина Котенко.

Придя домой из детского сада, Кристина сказала маме: «Я тоже хочу такую папку, как у Риты». И вот после выходных  Кристина пришла с папкой «Сорока-белобока». И чего там только не было про сороку! И стихи, и загадки, и сказки, и басни, и скороговорки, и рассказы, которые воспитатели с детьми читали несколько дней. Выходя на прогулки, дети, если видели сороку, сразу замечали её, рассматривали, и наперебой рассказывали воспитателям, что делала сорока.

                        

 

Лэпбук «Собака – лучший друг» - автор Женя Кравченко.

Женя вместе со своей семьёй собрал в своей папке много фотографий (вырезки из журналов), раскрасок разных парод собак. Дети вместе с Женей рассматривали эти фото, находили больших собак и самых маленьких, разделяли их на группы (охотничьи, сторожевые, служебные, декоративные и так далее), а затем рассказывать, что они умеют делать (приносят охотнику дикую утку, которую он подстрелил во время охоты; охраняют дом; помогают пограничникам поймать врага и так далее). Всей группой играли в игру «Найди косточку», когда нужно было искать спрятанные косточки, а затем каждый ребёнок должен был рассказать, где он нашёл косточку (под столом, в шкафу, за картиной …). Вместе с собачками решали математические задачки, собирали из букв слова. Детей очень заинтересовала эта папка. Они рассказывали разные истории про своих собак, учились определять породу собак, много было разговоров и даже споров.

Подводя итог.

Проведённая работа с лэпбуками, внесла много положительных моментов в общее и речевое развитие детей:

1.   Объединила детей, родителей и детей, педагогов и детей, педагогов и родителей, то есть была социально направлена.

2. Дети (конечно же, вместе с родителями) научились находить информацию самостоятельно, то есть учились учиться.

3.   У всех детей развивалось творческое мышление, любознательность, находчивость, воображение, моторика, пространственная ориентировка, что тесно связано с развитием речи.

4.   Все игры в лэпбуках способствовали обогащению словарного запаса, расширению представлений детей об окружающем мире, развитию фразовой речи, закреплению поставленных звуков в речи.

5.   А особенно меня радовало то, что общению детей и взрослых не было предела! Каждый хотел что-то рассказать, добавить, уточнить и очень часто придумать что-то новое, своё. И всем это нравилось! Как было приятно наблюдать за детьми в эти минуты. Они стали задавать много вопросов, делиться и общаться друг с другом. Всё это без сомнений поможет им в школе!

Автор публикации: учитель-логопед Силкина Е.Н.

Наверх страницы